6 ступеней к достижению цели.

on

   Я уже неоднократно писала о значимости маленьких, но ежедневных шагов, которые помогают нам достичь желаемой цели. Однако, на … день нашего эксперимента я начала понимать, что застряла, что просто не могу начать действовать. Вот с утра ты воодушевленно пишешь задания для участников, а к вечеру понимаешь, что сама-то ничего не сделала. И это меня угнетало всю неделю, тем более, что времени было даже больше чем обычно, и никаких причин откладывать дела на потом не было.

  В моем списке для чтения недавно появилась книга «Микрорешения. Проверенный путь к достижению больших целей» и, честно говоря, так бы она там и провисела, потому что я была уверена, что ничего особенного не узнаю. Я уже столько книг прочитала, что чуть ли не экспертом стала по достижению целей. Я и «слона» на кусочки разделю, дерево целей построю и задачи по SMART сформулирую.

  На самом деле книга оказалась немного о другом. Она открыла мне глаза на то, что я изначально ставила себе цели, которые не могла выполнить, а если и выполняла, то с большими энергетическими затратами.  Они были простые, измеримые и.т.п., но требовали от меня слишком много усилий и силы воли. В этой же книге автор предлагает выбрать совсем маленькое действие, которое вы точно в силах выполнить. Например, если вы хотите стать аккуратнее, то микрорешением здесь будет «вешать пальто в шкаф».

  Вы, вероятно, сейчас подумали: «Ну что за кэповский метод?!». Будете правы. Но главная ценность этой книги в том, что она дает точные пошаговые методы по формулированию того самого заветного микрорешения. Давайте пройдемся по этим этапам и составим для себя идеально сформулированное, выполнимое микрорешение в соответствии с нашими целями.

Шаг 1.  Спросите себя, что именно вы бы хотели улучшить в своей жизни?

Например, я бы хотела стать более продуктивной в учебе.

Что вы вкладываете в это понятие?

Для меня это значит, что я буду все вовремя сдавать, делать качественные работы, еще и успевать посещать дополнительные лекции, выступать на конференциях и изучать профессиональную литературу.

Шаг 2. Добираемся до сути проблемы.

  На самом деле это сложнее, чем кажется. Отнеситесь к этому этапу особенно внимательно. Вам нужно ответить на вопрос: что мне мешает делать то, что необходимо, для достижения этой цели?

Что мне мешает каждый день дополнительно заниматься дома (тем самым увеличивать продуктивность)?

  1. Нет ощущения времени. Так как занятия вечером, мне кажется, что времени еще полно и я все успею. Или, дедлайн еще не скоро, а уж сессия тем более, переживать нечего.
  2. Задач слишком много, я не знаю за какую браться. Причем задания бывают не только индивидуальные, но и командные и здесь я совсем теряюсь, так как не всегда получается адекватно разделить полномочия.
  3. Дома меня всегда что-то отвлекает (кровать-холодильник-хороший интернет, телефонные звонки)

 

Шаг 3. Сформулируйте список «сигналов» к бездействию.

Опираясь на вышеперечисленные препятствия, моделируем тот самый момент выбора сделать/не сделать и вспоминаем, что дает нам толчок к бездействию.

  1. Поздний подъем дает ощущение потерянности во времени, плюс головные боли, плюс неудовлетворенность собой уже с утра. Этот фактор дает сигнал мозгу «время уже все равно потеряно, самое важное и сложное дело уже все равно не получится сделать».
  2. Из-за того, что времени до занятий предостаточно, я очень люблю долго завтракать и обедать. Это как бы растягивает время, но при этом дает ощущение, что я занята (я же ем).
  3. Наличие кровати рядом то и дело подстегивает полежать, расслабиться, посмотреть или почитать что-нибудь не обременяющее мозг.
  4. Когда я сажусь за задание, то сложно сконцентрироваться, если дедлайн не скоро.
  5. На меня сваливается слишком много новой информации и я в ней иногда могу утонуть.

Ну вот, мы посмотрели в глаза своей лени, увидели, что до гуру продуктивности нам еще далеко. Что дальше?

Шаг 4. Определите одно конкретное действие, которое направит вас в нужную сторону.

Пришло время придумать то самое микрорешение, которое медленно, но верно будет приближать нас к нашей цели.

Формулируем его по 7 принципам.

  1. Простота.

  Чем проще действие, тем проще его выполнить, потому что ваш мозг не будет тратить свои ресурсы на принятие волевого решения, а, наоборот, пустит всю энергию на самоконтроль. Сведите микрорешение к тому, что обязательно можете выполнить. Не обманывайте себя, ставьте ориентиры, которые точно сможете достичь. Когда задача будет выполнена, вы ощутите приток сил и вдохновение. А успехи, как известно, создают чувство уверенности в себе и мотивируют, освобождая от чувства постоянного недовольства собой.

  1. Конкретное и понятное действие.

  Должно быть понятно что делать, когда и как. Выберите конкретный день и время и придерживайтесь расписания. Результат здесь измеряется не достижением цели, а укоренившейся привычкой.

  1. Микрорешения окупаются сразу.

  Действие, которое вы выберите должно показать результат сразу. Например, вы хотите похудеть, и ваше микрорешение — не съедать привычную порцию шоколадки в день. Результат в конце дня: либо вы съели и чувствуете, что набрали лишних ккал, либо нет, и тогда, вы гордитесь собой и чувствуете легкость и уверенность в себе. А если, к примеру, была бы заоблачная цель «похудеть к лету на 10 кг», то результата пришлось бы ждать долго и вы бы быстро потеряли мотивацию.

  1. Микрорешение индивидуально.

  Главное здесь добраться до причины проблемы, и придумать в качестве решения то, что подойдет именно для вас. Если вы знаете свои недостатки, то не нужно надеяться, что они вдруг испаряться, когда вы начнете выполнять микрорешение. Например, если вы опаздываете с утра, но при этом хотите стать организованнее, не стоит надеяться, что уж теперь то вы будете собираться быстрее. Необходимо устранить первопричины. Может быть вы долго ищете ключи или гладите вещи по утрам.

  1. Решение включается по сигналу.

  Каждую привычку можно привязать к определенному сигналу – уже привычному действию. Например, составлять планы на следующий день после того как почистите зубы, или делать йогу через час после ужина.

  1. Микрорешение должно находить отклик в вашем сознании.

  Если сформулировать сухое предложение, вроде повесить пальто на вешалку (это если вы хотите аккуратнее стать), согласитесь, не вызывает особого энтузиазма. Здесь есть трюк: формулировка должна быть яркой, лаконичной и въедаться в сознание. Например, «Это ведь так просто – повесить пальто на вешалку!». Звучит как рекламный слоган, но вы должны выбрать то, что заденет именно вас.

 И еще желательно, чтобы микрорешение настраивали на позитив и конструктивные действия. Например, смаковать каждый кусочек за ужином (это если вы хотите похудеть).  Но если вам кажется, что запретительная установка работает для вас лучше, то можно придерживаться и такого подхода, но с умом, чтобы он не терял силу. Например, не оставлять на стуле одежду после работы.

  1. Не больше двух микрорешений одновременно.

  Вот так прочтешь новую книжку по саморазвитию и хочется поменять все и сразу. Если вы попытаетесь так сделать, то энтузиазм очень быстро улетучится, вы потеряете концентрацию, перенапряжетесь и получите неполноценный результат. Мы ведь помним, что привычки внедряются как минимум 21 день, поэтому так важно сосредоточиться на чем-то одном, хотя соблазн поменять все за одну ночь очень велик.

Итак, определяем простое, конкретное, измеримое, позитивное и исключительно личное действие.

Шаг 5. Привязываем нашу новую привычку к сигналу – уже привычному действию (см. принцип 5).

Шаг 6. Мыслительные установки.

   Дайте себе установку на микрорешение, которое улучшит ваше умонастроение. Например, вы хотите похудеть. Установка в этом случае: ужин мне нравится гораздо больше, если я проголодалась. Она позволит вам не перекусывать чем попало перед ужином, тем самым, вы будете есть меньше и ценить еду больше, а в конечном итоге потеряете вес.  В тот момент, когда вы будете стоять на распутье, именно эта установка поможет вам сделать выбор, определит ваши привычки и дальнейшие жизненные изменения.

   Методика довольно простая, но при этом помогает добраться до сути проблемы. Она почти не требует усилия воли и позволяет быстро оценивать результат. Надеюсь, вы тоже нашли ее интересной и попробуете на своих целях. Поделитесь в комментариях, что у вас получилось. А может, наоборот, не получается, тогда давайте друг другу помогать, потому что я еще тоже не закончила.

1 Comments Добавьте свой

Оставьте комментарий